Присоединение Крыма.

8 января 1784 года (28 декабря 1783 года по старому стилю), 230 лет назад, турецкий султан Абдул–Гамид дал письменное согласие российскому чрезвычайному посланнику Якову Булгакову признать власть России над Крымом, Кубанью и Таманью. (Кстати, именно Булгаков вместе с М. С. Потемкиным позднее произвёл разграничение Новороссийской губернии с так называемой "польской Украиной" (вечно братские незалижники у кого-то на флейте играли), акт был подписал 5 января 1781 года.)

   Письменному признанию султана предшествовали следующие исторические события.

   После блистательных победоносных походов Долгорукова на Бахчисарай и разгрома 100-тысячного крымско-татарского войска у Феодосии, русские войска заняли Арабат, Керчь, Еникале, Балаклаву и Таманский полуостров. Крымский хан подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. К России переходили морские черноморские порты Керчь, Кинбурн и Еникале.

   Однако окончательное покорение Крыма стало возможным лишь в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году. К тому времени в Крыму местная знать устала от постоянной и небезопасной для себя смены власти. Добровольно сложивший с себя ханское достоинство Шагин–Гирей стал первым мусульманином, удостоенным высшей награды империи - ордена Андрея Первозванного. Специально для этого в знаки Ордена внесли изменения: Христианскую символику заменили двуглавым орлом (позднее такие же изменения были сделаны и для Креста Св. Георгия). Крымская знать и духовенство принесли присягу Императрице (на плоской вершине скалы Ак Кая под Карасубазаром), которую принимал лично Потёмкин-Таврический. Он писал Екатерине Второй: "Род татарский - тиран России некогда, а в недавних временах стократный разоритель, коего силу подсек царь Иван Василич, Вы же истребили корень. Границы теперешние обещают покой России, зависть Европе и страх Порте Оттоманской".

   8 апреля 1783 года Екатерина II  издала Манифест о присоединении Крыма

 Потёмкину принадлежит историческая слава «бескровного» присоединения Крыма, что отмечали и его современники. Глинка С.Н. отзывался об этом событии в своих «Записках»:: "Заботы его (Потёмкина) были о древнем царстве Митридатовом, и он это царство принёс России в дар бескровный. Чего не успели сделать века от покорения Казани и Астрахани, чего не успел сделать Пётр I, то один совершил этот великан своего времени. Он смирил и усмирил последнее гнездо владычества монгольского"..

   И вот, не смотря на подстрекательства Англии и Австрии (имевших свои интересы в регионе), турецкий султан письменно признал владычество России не только над Крымом, но и над Кубанью и Таманью.

   Императрица отозвалась об этом так: "Много дел, совершённых в короткое время. На зависть Европы я весьма спокойно смотрю. Пусть балагурят, а мы дело делаем".

Полуостров раздора

Почему Никита Хрущев "подарил" Крым Украине?  (по материалам Александра Шумилина)

Щедрость генсека

В архиве президента России хранится протокол № 49 заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года, на котором одиннадцатым пунктом значится вопрос о передаче Крымской обасти из состава РСФСР в состав УССР. Председательствовал на заседании Георгий Маленков. Кто докладывал вопрос, да и докладывали ли его вообще - в протоколе не указано. Очевидцы того тзаседания свидетельствуют, что решение готовилось и принималось под сильным давлением увлекшегося этой идеей Никиты Хрущева.

5 февраля 1954 года решение, принятое партийной верхушкой КПСС, было юридически оформлено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР", в котором была всего пара предложений: "Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Настоящее постановление внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР, принявшего Указ "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР".

Почему же вдруг возникла необходимость передавать Крым из состава одной союзной республики в состав другой? Дело в том, что в 1954 году в СССР пышно отмечали 300-летие добровольного присоединения Украины к России, в связи с чем руководители КПСС и замышляли ознаменовать этот юбилей какой-нибудь заметной акцией. К тому же Хрущев, готовясь к борьбе за влияние в партии, рассчитывал таким способом получить поддержку могущественного "украинского клана" в ЦК КПСС.

Но вот насколько законен был акт передачи Крыма Украине? Имел ли право Хрущев давать согласие от имени Российской Федерации на изменение ее территории?

О таком обязательном согласии говорили в то время ст. 16 Конституции РСФСР и ст. 18 Конституции СССР. Отсюда следует, что никакие органы государственной власти РСФСР не наделялись правом изменять или давать согласие на изменение территории РСФСР.

Поскольку пункт "д" ст. 14 Конституции Союза ССР относил  к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления утверждение изменений границ между союзными республиками, а республиканская конституция не наделяла никакие органы государства правом решать этот волпрос, то можно говорить о конституционном пробеле. Оставался единственный способ получения согласия РСФСР на изменение  ее  территории - референдум граждан. И пункт "г" ст. 33 Конституции Российской Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом производить всенародный опрос (референдум). В 1954 году это сделано не было.

Такая ситуация оказалась возможной только в атмосфере правового нигилизма, когда прихоть партийных чиновников, а тем более вождей КПСС, была выше законов и выше Конституции.

Про Севастополь-то забыли!

А вот история с Севастополем вообще оказалась скандальной. Дело в том, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 561/2 от 29 октября 1948 года город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен  к категории городов республиканского подчинения. Этот указ в последующем не был ни отменен, ни изменен.

В связи с ним Совет Министров РСФСР своим постановлением № 1082 от 29 октября 1948 года поручил российским министерствам, ведомствам и Крымскому облисполкому в плановых и бюджетных вопросах отделить Севастополь от Крымской области. Последнее поручение в связи с прекращением дотационного периода финансирования европейской части СССР после войны 1941-1945 годов было отменено Постановлдением Совета Министров РСФСР № 264 от 25 апреля 1968 года.

Следующий документ, принятый в отношении Севастополя на уровне высших органов государственной власти России, - это Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О статусе города Севастополя" № 5359 - 1 от 9 июля 1993 года, подтвердившее российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. В постановлении давались поручения Совету Министров, Центральному банку России, Комитету Верховного Совета РФ предпринять меры по обеспечению этого статуса.

Больше никаких решений ро Севасатополю Россия не принимала. Отсюда следует, что, в отличие от случая с Крымом, в отношении Севастополя не было самого юридического факта передачи города Россиской Федерацией Украине. Включение Севастополя в текст Конституции Украинской ССР (ст.77) в качестве города республиканского подлчинения не имеет юридической силы с момента принятия, поскольку решение принято Украинской ССР в одностороннем порядке без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.