Педагогическая деятельность

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.

Я считаю, что необходимо в первую очередь  так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности. Поэтому я выбрала следующую тему самообразования:  «Формы организации учебно-познавательной деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий».

                                              1. Использование игр на уроках истории.

 

Я использую на своих уроках такой вид деятельности, как игра в процессе образования, (интеллектуальные игры на уроках истории, ролевые игры, уроки-путешествия, викторины, задачи, расшифровка фраз, сюжетно-ролевые ретроспективные игры…) в итоге ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

- игра «Отсроченная отгадка»  - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

-  игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

-  игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

-  игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование нежелательно, поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

- игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию

 

2. Использование медиа и компьютерных технологий в образовательном процессе.

 

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас  появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым. Но, к сожалению, не все дети успевают вникнуть в суть происходящего на экране, потому что вынуждены вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Я корректирую фразы и подстраиваюсь под каждый класс, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества.

Я использую интерактивный ресурс, подразумевающий звуковые ролики (“От Кремля до рейхстага”, “История российской монархии”, “История России. XX век”, “История России и ее ближайших соседей” и т. д.) Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы на которые дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление, а не праздно смотрят ролик. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, я приостанавливаю просмотр и обращаю внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика мы подводим итоги, вновь обращаемся к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы.

Как показывает практика, использование медиа - ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс

 

          3. Научно-исследовательские работы с учениками.

 

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу

 

4. Внеклассная работа.

 

Одна из составных видов деятельности учителя истории – это внеклассная работа по предмету, которая преследует те же задачи, что и учебный курс, т. е приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории.

Внеклассная работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, я во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использую знания учащихся, полученные на уроке.
        Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
        Внеклассная работа в школе протекает в разных формах. Одна из ее форм – массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Я использую массовые формы – это вечера, викторины, конференции, встречи с участниками исторических событий и др., так же применяю групповые формы внеклассной работы – работа  кружка, экскурсии, походы, лектории и др.
        Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документами, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм